СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- Автор: Краева М. Ю.
«Я» ПОСЛЕ ТРАВМЫ - КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
АННОТАЦИЯ В статье обсуждается проблема позитивной «я – концепции», ее влиянии на жизненное благополучие личности. В связи с тем, что наличие в опыте человека травматической ситуации зачастую приводит к негативным изменениям его «я-концепции» и не осознается личностью, этот вопрос является центральным при оказании психологической помощи. При этом нередко проблема позитивной «я-концепции» подменяется понятием высокой самооценки. В статье рассматриваются некоторые характеристики позитивной «я – концепции», определяющие психологическую стабильность и чувство субъективной удовлетворенности личности. Особое значение эти вопросы приобретают при оказании психологической помощи детям, пережившим психологическую травму. Тяжелые условия в детстве или экстремальная жизненная ситуация обладают мощным негативным влиянием на личность ребенка, превышают его возможности самостоятельно справиться с последствиями этих переживаний. Это приводит к сужению социального поля активности, искажению психического склада личности, различным нарушениям в эмоциональной сфере ребенка. Психологическая помощь/сопровождение детей, переживших травму, должно строиться с учетом всех особенностей самовосприятия такого ребенка и носить комплексный характер. В систему оказания помощи ребенку должны быть включены различные специалисты, а также значимые взрослые, на попечении которых находится ребенок. В статье предлагается пошаговая модель психологической помощи детям, пережившим психологическую травму.